DataLife Engine > Обзор блогов > Акустика

Акустика


6 апреля 2011. Разместил: blogstock
Обещал в комментариях сказать пару слов об акустике. Глупо звучит, конечно, но тем не менее.



Первопроходцами в области архитектурной акустики следует, очевидно, считать древнейших зодчих, создателей культовых сооружений Египта, Вавилона и Ассирии — им необходимо было добиться впечатляющих психологических эффектов для молящихся. Вслед за ними архитекторы Древней Греции и Рима проектировали театры для многотысячных аудиторий в которых актеры выступали не имея возможности использовать звукоусилительную технику. Строгая геометрическая соразмерность, формы театров и применение резонаторов из глиняных и бронзовых емкостей создавали соответствующую акустику - в чем можно убедиться и сейчас. Сегодня наука подтвердила рациональность архитектурных решений строителей античного мира. Странно, но в наше время трудно представить себе зал на 200-300 человек в котором отсутствует система звукоусиления. Временами познания древних строителей в акустике поражают воображение — например известный эффект шепчущих галерей, наблюдать который можно в китайском Храме Неба (Говорящая Стена), индийском Тадж Махале, в соборах Св. Петра в Ватикане и Св. Павла в Лондоне, Храме Гроба Господня (Иерусалим), как ни странно - Центральном вокзале (Нью-Йорк) и даже кое-где поближе.



Однако, опыт, увеличивая нашу мудрость, не всегда способен уменьшить нашу глупость, и в новейшей истории случаются досадные оплошности. Королевский Альберт Холл — легендарнейшая концертная площадка (более 150000 выступлений за 140 лет), был спроектирован с ошибкой, акустика его была неприемлима для нормального исполнения музыки, спустя почти 100 лет после постройки ее исправили (1969г.), и теперь под куполом Альберт Холла мы можем наблюдать пластиковые «летающие тарелки» - именно благодаря им акустика RAH пришла в норму. Также среди залов с плохой акустикой специалисты отмечают Большой зал Центрального театра Российской армии, Центральный концертный зал гостиницы "Россия" в Москве и многие другие. Подробнее о принципах и проблемах архитектурной акустики прошу читать в трех частях статьи.



Сегодня на службу специалистам в области акустики поставлены быстрые компьютеры и специальные программы, которые позволяют многие проблемы оценить «на бумаге» и внести корректировки на этапе проекта. Другие программы позволяют моим коллегам по всему миру использовать акустику реально существующих помещений для решения творческих задач. Однако, последнее слово в истории акустики пока что не написано и точка пока что не поставлена.